константин бальмонт

сайт исследователей жизни и творчества

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."
К. Д. Бальмонт

С.Ю. Хромова. Чудо и сказка стиха (К.Д. Бальмонт. «Фейные сказки», «Золотая рыбка»). Урок литературы в 5-м классе


Цели урока: познакомить учащихся с фактами биографии из детства К. Бальмонта; продолжать обучение анализу лирического произведения (развивать умение исследования поэтического текста, закрепить знания учащихся о тропах, их роли в тексте, развивать творческое воображение, помочь увидеть и почувствовать чарующую красоту русского слова).

Словарная работа:

Троп, эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, стихотворные размеры (ямб, хорей), лирическая проза, лирика, лиризм

Ход урока

Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений...
К. Бальмонт

1. Вступительная беседа.

Здравствуйте, дорогие ребята. Тема нашего сегодняшнего урока близка, понятна и приятна всем: и детям, и взрослым. Разговор будет о детстве, о сказке, о волшебстве.

Каждый из своего детства выносит особые запахи, краски и звуки. Тема детства – одна из любимых тем русской литературы. Почти каждый большой писатель и поэт отдал дань этой светлой и радостной поре человеческой жизни. На предыдущих уроках мы читали стихи И.А. Бунина «Детство» и «Сказка».

Давайте вспомним, какие запахи вынес из детства Иван Алексеевич Бунин.

– Запахи леса, сосны, смолы – запах Родины.

Правильно. А почему так дороги были ему эти запахи?

– Был эмигрантом, жил вдали от Родины.

У каждого человека остаётся свой запах детства. Вы ещё не вышли из этой чудесной поры и в своих сочинениях рассказали об этих запахах. Что же вам запомнилось?

– У многих это запахи леса, ягод, грибов, высушенного сена.

– Запах садика, молока, конфет и школы (Панова В.).

– Запах бабушкиных пирогов – запах тепла, уюта, доброты и детства, нежный запах сирени, едва уловимый аромат розы – запах красоты (Кочина О.).

– Запахи весны и мандаринов – запахи счастья (Разина Н.).

– После густого леса приятно выйти на светлую поляну, где воздух напоён солнцем. «Запах солнца» – это запах скошенной травы, смолистых сосен, земляники и родной земли (Куликова Н.).

Вот вы сами вернули нас к запаху родной земли, как у Бунина, и к аромату солнца. Кто писал об аромате солнца? (К. Бальмонт)

Сегодня мы будем говорить о поэзии нашего великого земляка, которому в 2007 году исполнилось 140 лет со дня рождения. Мы вспомним его детские годы, прочитаем стихи, вслушаемся в них, попробуем увидеть в них чудо и сказку стиха, а главное – почувствовать чарующую красоту русского слова.

Записываем тему урока и эпиграф.

2. Слово о поэте. Детство К.Д. Бальмонта. В ходе урока используется компьютерная презентация «Детство К.Д. Бальмонта».

(Стихотворение «ОБЛАЧНАЯ ЛЕСТНИЦА» в исполнении ученика.)

Если хочешь в край войти вечно-золотой,
Облачную лестницу нужно сплесть мечтой.
Облачные лестницы нас ведут туда,
Где во сне бываем мы только иногда.
А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,
Окропи вечернюю света полосу
И, скрепивши облачко месячным лучом,
В путь иди, не думая больше ни о чём.

– Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её воздушным ступенькам можно совершить любое путешествие.

– Как вы думаете, кому открывается облачная лестница?

– Облачная лестница открывается каждому, кто умеет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом.

Где же мы окажемся?

– Конечно, в селе Гумнищи, где в ночь с 3-го на 4 июня (по ст. ст.) 1867 года в семье Бальмонтов родился третий сын – Константин. Сельцо было небольшим; старинная усадьба, маленький пруд и несколько изб. Жители Гумнищ были трудолюбивыми. Само название сельца говорило об этом. Гумно – это площадка, где молотили сжатый хлеб. Хозяином усадьбы и крестьян был барин Дмитрий Константинович, отец Константина. Это был человек очень приятный, умный, спокойный, никогда в жизни не повышавший ни на кого голоса.

Дмитрий Константинович любил охоту. Когда наступала осень, он со сворой собак пропадал в лесу. Служил Дмитрий Константинович в Шуе, прошёл путь от мирового посредника до председателя Шуйской уездной земской управы.

Мать Константина – Вера Николаевна – была женщиной образованной, энергичной, пользовалась большим авторитетом. На свои средства она построила в Гумнищах школу и была её попечительницей. С юных лет она обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Хорошо знала языки. В молодости она устраивала любительские спектакли, была режиссёром и актрисой. Комната её в Гумнищах, уставленная диковинными растениями – большими пальмами, диким виноградом, кактусами, – тонула в аромате лимонных и апельсиновых деревьев. Вера Николаевна чудесно играла на фортепиано, и часто из раскрытого окна лились чарующие звуки музыки.

Звучит фортепиано. («Времена года» П.И. Чайковского.)

– Вера Николаевна, как писал впоследствии Бальмонт, ввела его в «мир музыки, словесности, истории, языкознания».

Родители, как мы видим, оказали на Константина огромное влияние. Не меньшее влияние на него оказала чудесная природа. Бальмонт писал: «Мои первые шаги, вы были шагами по садовым дорожкам, среди бесчисленных цветущих трав, кустов и деревьев, мои первые шаги были окружены первыми перебегами тёплого ветра по белому царству цветущих яблонь, вишен, первыми волшебными зарницами... Мои первые шаги, вы были шагами среди цветов и песнопений...» (Отрывок из прозы К.Д. Бальмонта читает ученик.)

– Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями (слайд «Парк»).

Этот парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик.

Он часто бродил по парку и пытался разгадать его тайны. Константин был тихим ребёнком, он не любил участвовать в шумных играх мальчишек. Несколько раз ходил он вместе с братьями на охоту, но ничего, кроме отвращения к убийству птиц и зверей, не вынес из этого. Он предпочитал часами сидеть в парке. Здесь собирались все его необычные друзья: жёлтые, белые, красноватые бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, «мохнатые и добрые пчёлы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели». В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, каждому он говорил красивое, ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали.

Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу, или иволга волнующе пела, или ветер донёс с близкого луга сладкий запах розовой кашки», но только мальчик сочинил первые стихи. Сам Бальмонт вспоминал: «Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, Шуйского уезда, Владимирской губернии, в лесном уголке, который до последних лет жизни буду вспоминать, как райское, ничем не нарушенное радование жизнью. Но первые мои стихи были встречены холодно моей матерью, которой я верил более, чем кому-либо на свете, и до шестнадцати лет я больше не писал стихов. Опять придя, опять стихи возникли в яркий солнечный день, во время довольно долгой поездки среди густых лесов. Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла, и я сразу мысленно написал с десяток стихотворений и читал их вслух моей матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищёнными, такими милыми глазами». (Отрывок из прозы К.Д. Бальмонта читает ученик.)

Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет. И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, так мило, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905 году уже известным поэтом «Фейные сказки».

3. Цикл стихов «Фейные сказки».

Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.

Кому же посвятил К. Бальмонт эти сказки?

– (Нинике – своей маленькой дочке. Нинике, которую любил со всей отцовской нежностью).

Давайте прочитаем первое стихотворение «Посвящение».

Солнечной Нинике, с светлыми глазками —
Этот букетик из тонких былинок.
Ты позабавишься Фейными сказками,
После – блеснёшь мне зелёными глазками,
В них не хочу я росинок.
Вечер далёк, и до вечера встретится
Много нам: гномы, и страхи, и змеи.
Чур, не пугаться – а если засветятся
Слёзки, пожалуюсь Фее.

А почему книга называется «Фейные сказки»? Кто такая Фея?

Рассказывает ученица: «Фея в легендах и сказках Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница в виде красивой женщины, иногда с крыльями. Лёгкие, изящные, они населяют всю природу. Время, свободное от пляски и пения, феи проводят за пряжей и ткачеством, изготовляют плащи, ковры, шапочки, колпачки-невидимки, обладающие чудесными свойствами. Фея способна мгновенно являться и исчезать. Этими свойствами она обладает благодаря своей волшебной одежде».

Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи. (В исполнении учащихся звучат стихи: «Фея», «Трудно Фее», «У чудищ», «Бабочка», «Детская песенка», «Трясогузка».)

Выходят дети, звучит музыка. Чтение стихотворений.

– Кто является героем этих стихотворений? (Яга, Кощей, Змей; цветы: одуванчик, маргаритка; насекомые, птицы.)

– Где мы встречаемся с этими героями? (В русских народных сказках.)

– К. Бальмонт использовал сказочные фольклорные образы в своей поэзии, опираясь на устное народное творчество.

– Какой троп (троп – художественный приём, употребление слова в переносном значении) использовал поэт при изображении насекомых, цветов и птиц?

– Олицетворение.

– Что такое олицетворение?

– Литературный приём, когда неживые предметы, явления природы изображаются в виде живых существ, называется олицетворением.

– Где поэт встречался с этими героями, когда он так хорошо изучил их?

– В детстве, в парке.

– Одуванчики, маргаритки, насекомые и птицы и до сих пор живут в парке и липовой аллее, куда мы с вами летом обязательно совершим путешествие. И, кроме липовой аллеи, мы увидим пруд, расположенный напротив парка. Пруд этот всегда был необыкновенный, его питали подземные ключи. Константин любил сидеть возле воды, и однажды ему показалась удивительная золотая рыбка.

4. Анализ стихотворения «Золотая рыбка».

– Чтение стихотворения «Золотая рыбка» (под музыку).

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! Это может передать только лирическое произведение! Давайте вспомним, что главное в лирике?

(Лирика – род литературы, отражающий переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.)

Лиризм – это эмоциональная окрашенность, поэтическая взволнованность, задушевность.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Настроение радостное, приподнятое.

– Правильно. Скажите, что же сразу настраивает на такую радостную волну и встречу с волшебством? Даже до начала чтения!

– Почему стихотворение так называется?

(Золотая рыбка – центральный образ стихотворения.)

– Появляется ли рыбка с самого начала?

– Нет. А волшебство мы чувствуем с самых первых строк. Какими средствами поэт передает необычность, волшебство?

– В стихотворении первые строки всегда отмечены особым вниманием автора: ими задаётся общий тон, намечается направление авторской мысли.

Давайте займёмся словесным рисованием.

В замке был весёлый бал – картина сказочного дворца и весёлого бала
Музыканты пели – л – музыка
Ветерок в саду качал
Лёгкие качели – л – сад и качели.

Сказочный образ:

В замке в сладостном бреду – звукопись
Пела, пела скрипка – музыка
А в саду была в пруду – восторг, ликование, восхищение
Золотая рыбка.

– Какие ещё образы, кроме рыбки, мы видим?

– Луна, бабочки, звезда, травы… весна, вечер.

– Какой вы видите рыбку: золотая рыбка – это изображение живого существа или сказочной героини?

– В чём волшебная сила золотой рыбки? Какие чудеса она творит? (От неё звучит музыка.)

– Как мы слышим эту музыку? (к первым строчкам…)

Мерный скрип качелей, музыку скрипки, песню музыкантов, шелест травы, шум крыльев ночных бабочек.

Мягкие сонорные л, н – звуки скрипки

Твёрдые з, р, п – звуки рыбки в воде, весёлого бала, танца.

– Как пела скрипка?

– Как вы понимаете строчку «пела в сладостном бреду»?

– Какую роль играет повтор во второй строке строфы?

– Звукопись, размер – ямб, разная длина строк в строфе.

– Чередование длинной и короткой строки рождает своеобразный ритмический рисунок, помогая передать звуковые ассоциации.

– Пофантазируйте и скажите, какого характера музыку исполняет скрипка? Весёлую? Грустную? Тихую или громкую? Медленную, быструю? Танцевальную или нет?

– Танцевальная мелодия, прекрасная, лёгкая, то немного грустная, то безудержно весёлая.

– Что принесла людям эта золотая рыбка?

– Что из-за неё произошло и без неё не могло произойти?

– О чём же поет музыка?

– Музыка поёт о любви, весне, о красоте природы. Музыка и стихотворение рождают в нас настроение радости, счастья, восторга, полноты жизни.

Стихотворение включено в книгу «Только любовь» (1903 г.)

– Где ещё в литературе встречается образ чудесной золотой рыбки?

– Похожа ли золотая рыбка на героиню сказки Пушкина?

– Обе рыбки волшебные, обе творят чудеса, но у Пушкина рыбка дарит материальные богатства, а бальмонтовская – духовные.

Бальмонтовский образ более сложен, романтически возвышен, он создает особое настроение восторженности, лёгкости.

Образ рыбки слит с миром живой природы. Рыбка невидима, она творит чудеса: дарит людям любовь. Весну. Радостное настроение. Музыку. Вдумчивый читатель видит «двойное свечение» поэтического образа: красота картины живой природы и гимн красоте, любви, искусству.

– Как нужно выразительно читать это стихотворение? (Нужно передать его тайну, музыкальность, напевность.)

– Поэзия близка не только живописи, но и музыке, где звук играет главную роль. Очень многие стихи разных поэтов стали песнями. Особенно любили композиторы К. Бальмонта. На его стихи написано свыше 600 музыкальных произведений.

Послушайте песню «Золотая рыбка» на стихи К. Бальмонта.

Песня звучит в исполнении учеников.

– Вы почувствовали красоту и музыкальность стихотворения? Сказка в поэзии! Какое волшебство она творит! А этот чародей, сумевший преобразить обыкновенное, привычное превратить в чудо, это тот мальчик, который вырос и начал писать стихи.

Возвратимся к эпиграфу.

– Почему столь дороги поэту, взрослому человеку, воспоминания о детстве?

– Стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее.

– Чему вас научил сегодняшний урок? Что вы узнали нового?

– Изменилось ли ваше настроение после урока?

Домашнее задание: 1. Прочитать стихотворение «Снежинка». 2. Выучить наизусть одно-два стихотворения на выбор. 3. Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.

 

Информация о сайте

Разработка сайта
Иван Шабарин
Контент-менеджер
Елена Воробьева

Шрифт Arial Armenian

Для корректного отображения текста на армянском языке необходимо установить на ваш компьютер